Издавна человек научился считывать ход времени по зыбкому песку или движению солнца, фиксируя память о прошедших днях в петроглифах, на дощечках и в словах. Рука человека фиксировала секунды, минуты, дни и годы, порой неволей приглашая случайного зрителя заглянуть в то, что было “до”, оставляя пространство для размышлений о том, что же будет “после”. Зная прошлое, человек строил настоящее и оставлял размышления о будущем, помещая их в календарь.
Экспозиция выставки обыгрывает сценарий, где время продолжает свой ход уже в ирреальном пространстве “после”, наполненным ощущением человеческого отсутствия, словно воспроизведенное искусственным интеллектом.
Фиксируя смену сезонов и дней одного года, художественная группа “Мы открылись” решила поразмыслить о том, как видеоарт может разными инновационными методами взаимодействовать с памятью.
«На протяжении 2023 года мы фиксировали через видео наши ощущения, эмоции, атмосферу, рассматривая, как это влияет на наше понимание прошлого и будущего. Можно сказать, что через работы мы пробовали вступить в диалог со временем, смешивая время личное, время историческое и пространство памяти», — рассказывает Аксана Прутцкова, художник и участник Московской художественной группы «Мы открылись».
По мнению художников, время может обретать абсолютно разные формы: от динамично сменяющихся друг за другом кадров в десяток секунд до нарративно выстроенных документаций, где время замедляется в зависимости от взгляда зрителя - нарочито остановленное в одном кадре либо по привычному размеренно. Равноценно тому, как человек пользуется календарем с целью стремительно пролистнуть день или выстроить ряд планов, выставка предлагает абсолютно разные взгляды на способы взаимодействия с памятью каждого дня.
Разнообразие носителей в экспозиции выстраивает реальность, в которой мы видим динамичное обилие взглядов - что именно формирует маркеры времени? Насколько человеческий взгляд на реальность меняется в зависимости от того, принадлежит ли воспроизведенный фрагмент памяти новому телефону, сгенерированному коду, фотографии или тридцатилетнему телевизору?
Работы “Мы открылись” с искренностью и вдумчивостью описывают повседневность, которая может принадлежать кому угодно, приглашая поучаствовать в диалоге о том, как мы расцениваем ход времени и в каких единицах его измеряем - чувствах, технологическом прогрессе, событиях или количестве пережитых историй, своих и чужих.
Московская художественная группа «Мы открылись» — объединение современных художников (Татьяна Гоголева, Аксана Прутцкова, Юрий Чернышев), работающих на стыке постироничного восприятия действительности и традиционного осмысления контекстов бытия. В основе художественного метода объединения — деконструкция и инверсия смыслов и явлений.