Матерьбург в Детскограде:
Ксения Воскобойникова

До 10 января 2023 года в Галерее На Песчаной проходит выставка «Мама» — трогательная персональная история петербургской художницы Ксении Воскобойниковой, исследующей паттерны материнства и детства. 

Выставка «Мама» Ксении Воскобойниковой

Первая персональная выставка Ксении Воскобойниковой проходила три года назад: петербургский музей современного искусства АРТМУЗА представлял проект «Путь художника» (5.09.19-7.10.19). Лейтмотивом экспозиции была «свобода искусства» — автор хотела продемонстрировать чистый рисунок, вдохновленный непосредственным переживанием момента и освобожденный от академических догм. Материнство внесло свои коррективы в искусство художницы: по прошествии времени стремление к свободным линиям и цвету сохранилось, но нарратив стал серьезнее и осмысленнее. Результатом стала выставка «Мама» (11.11.22-10.01.23) в московской
Галерее на Песчаной:
С одной стороны, материнство дало мне огромное поле для исследований и высказываний, с другой — колоссально снизило физические возможности. Первые годы являются самыми насыщенными на переживания и открытия, а также самыми ограниченными по возможностям матери. Меняется, конечно, все. Это типичная фраза всех новоиспеченных родителей, но это правда так. При удачно сложившихся жизненных обстоятельствах сил хватает и на то, чтобы создавать искусство

«Мама» — это выставка-исследование, посвященная вопросам материнства и детства. В экспозиции представлены живописные произведения, графика, скульптуры и фотографии, которые обращаются к проблеме сосуществования двух параллельных состояний в едином пространстве жизни. С одной стороны, это выставка-обращение к коллективному бессознательному женщин: образы, воплощенные на языке современного искусства, говорят о единстве, вневременных переживаниях и архетипичности состояний, которые проживает каждая мать. С другой стороны, Ксения Воскобойникова представляет личный взгляд на материнство, которое в течение долгого времени воспринималось обществом иначе: столетиями из-под кисти художников выходили образы идеализированного материнства, которые зачастую не имели ничего общего с реальной жизнью. Изредка к ним присоединялись женщины — история искусств знает имена Софонисбы Ангвиссолы и Артемизии Джентилески, которые, тем не менее, писали в контексте своего времени. Начиная с конца XVIII века искусство начало обогащаться реальными историями, написанными художницами: в них материнство уже не представало священным таинством, скорее — повседневностью, наполненной самыми разными эмоциями, не всегда положительными. На полотнах появились румяные спящие младенцы, уставшие мамы, непослушные дети, беременные автопортреты, в которых женщины проживали восхищение своим состоянием вперемешку со страхом от грядущих изменений. ХХ век продолжил менять тон повествования, позволив говорить о женской природе громко и свободно. Ксения Воскобойникова встраивается в этот художественный полилог со своей историей. 

Ксения Воскобойникова. «Пазл» и «Послеродовое». 2021. Бумага, чернила. 25,5х20.

В первом зале зритель попадает в сложносочиненный нарратив: материнство и детство выступают на первый взгляд бинарными оппозициями, но на самом деле представляют единое целое. Открывает выставку автопортрет художницы с зеркальной поверхностью лица — метафора, которая сразу определяет характер повествования: вы увидите историю, в которой непременно встретите себя. Момент рождения становится ключевым в драматургии выставки: появление новой жизни знаменует конец прежней — художница говорит
об ощущении детства, одновременно потерянного матерью и приобретенного маленьким человеком. Это чувствуется в двух других портретах — «Послеродовое» и «Паззл». Несмотря на то, что Воскобойникова изобразила свое отражение в зеркале, в нем нет узнаваемых портретных черт — это вновь обращение к коллективному: материнство одновременно уникально и универсально в своих переживаниях. Главными выразительными средствами становятся цвет и линия, а предметные высказывания сочетаются с абстракцией.

Одни из ключевых объектов выставки — три серии парных скульптур, посвященных различным аспектам материнства и детства: «Матерьбург» и «Детскоград», «Все возможно», «Баланс». Скульптуры выполнены в технике керамики, покрыты ангобами, расписаны подглазурными красками и глазурью. Прототипом стал детский конструктор, способный на языке простых форм и чистого цвета передать состояние и настроение:
Для меня он стал особым символом с двоичным кодом. Во-первых, из конструктора мы создаем разные фигуры, которые
в зависимости от того, кто их складывает и в каком настроении, приобретают специфические формы и идеи. Сегодня ты можешь быть усталой кривой пирамидкой, а завтра — мощным домом. Во-вторых, бесконечно интересно следить за тем, какие формы
из этого же конструктора получаются у ребенка.
Так конструктор становится символом материнства, инструментом рефлексии и наблюдения за протекающим рядом детством, а также материальным воплощением личного опыта: каждый образ, будь то игрушечный дом или цветок, несут в себе высказывание. Ксения Воскобойникова выстраивает диалог со зрителем и призывает обратить внимание на проблемное поле материнства, где каждый прочитает свою историю. Помимо этого, скульптуры становятся связующим элементом между миром Матерьбурга и Детскограда.

Ксения Воскобойникова. Скульптуры «Матерьбург» и «Детскоград». 2022.

Работы, посвященные детству, отличаются выразительностью линий и свободой в композиционных решениях. В серии экспрессивных диптихов художница изучает и исследует грань между детскими каракулями и работой взрослого человека. Графика является результатом эксперимента, в котором ребенок и родитель рисовали рядом: в процессе экспрессивного рисования художница выбирала точно такие же цвета, как и ее сын, следовала за его линиями и формой. Так получилась серия, состоящая из шести парных работ, где одна создана ребенком, а вторая — взрослым. Посетителям выставки предлагается также поучаствовать в эксперименте и попробовать экспрессивное рисование, основанное на попытке отключить рациональное и оставить исключительно чувственное — практика похожа
на автоматическое письмо, впервые примененное Андре Бретоном для работы с подсознательным. Интересно, что практически безошибочно угадываются детские рисунки: в них ощущается чистая энергия, переданная от маленького человека, который проживает свое уникальное состояние.

Ксения Воскобойникова. Фрагмент «Экспрессивного диптиха №1». 2022.

Бумага, карандаши, фломастеры. 30х40.

Серия фотографий «яМамаЯМногое», расположившаяся во втором зале, призывает обратить внимание на сложности материнства и показать его дуальность: героини проекта поделились самыми счастливыми и сложными моментами своей повседневности. Опыт, зафиксированный в тексте, затем был перенесен на их тела: фотографии, созданные совместно с Дарьей Зарубиной, легализуют усталость, возможность и право говорить о том, что материнство — это не легко. Современное общество до сих пор демонизирует матерей, которые испытывают негативные эмоции, ведь ребенок — это исключительное счастье. Ксения Воскобойникова считает важным говорить
о проблемном поле вслух, чтобы женщины, которые подвергаются осуждению из-за своих эмоций, не чувствовали себя одиноко:
Я уверена, что гуманитарные ценности в состоянии совершать социальные изменения. Современное искусство как раз обращается к этим самым ценностям, не столько воспевая красоту и эстетику, сколько обращая внимание на неудобные
и спорные вопросы. Через свое искусство я рассказываю, например, о тех вещах, которыми не делятся мамы в песочницах друг
с другом.
Каждая посетительница выставки также может рассказать о собственном опыте и поделиться, что для нее значит быть мамой. Так «Мама» становится выставкой-манифестом материнства в своей естественности, без предрассудков и страха.

Посетить выставку «Мама» можно до 10 января 2023. А разобраться в художественном языке Ксении Воскобойниковой поможет телеграм-бот Галереи на Песчаной, который проведет онлайн-медиацию по выставке. Вопросы, комментарии и мысли художницы будут сопровождать посетителя в течение прогулки, направят ощущения и впечатления, а также наполнят смыслом на первый взгляд простые образы.

Текст: Анна Зиновьева