В своей книге, посвящённой теме восприятия образа в визуальной культуре «Перекрестья видимого» Жан-Люк Марьон указывает на то, что реальная пустота - это не физическая пустота, а «пустыня вещей», которая становится видимой, «через оппозицию к другим вещам, которые её ограничивают или размечают».
Именно таким пересмотром проявлений разного рода аспектов действительности занимаются художники, ставшие участниками этой выставки.
Лакуны и прорехи памяти, обладающие не меньшим значением, чем воспоминания, исследует в своём проекте Александра Павловская. Художница предлагает увидеть память в виде пористого биологическое тела, состоящего как из сохранившихся, так и из утраченных, но от того не менее важных, фрагментов воспоминаний.
Работа Полины Штанько посвящена исследованию изменений современного языка. Художница наблюдает за тем, как устроены устойчивые выражения, мемы и другие формы общения в цифровой среде и деконструирует данные современные маркеры, обнаруживая зазоры между прямым значением слов и контекстом употребления. В своей живописной серии и видео художник Вадим Ревин указывает на пустоту будущего, которое невозможно разглядеть за хмурыми фрагментами городского ландшафта.
Художницы Юлия Немова, Дарья Цехмистерова и дуэт саунд-артистов Александр Малевич и Георгий Ибрагимов в своих проектах обращаются к пустотам, связанным с различными пространственными средами. Так Юлия Немова, используя сложный метод сканирования пространств художественных институций, посредством технических средств пытается уловить и нащупать пустоту, которая расположена между зрителем и физическими контурами музеев и галерей. Художница переводит свои наблюдения в зримые формы, запечатлённые в серии графики и видео.
В своем проекте Дарья Цехмистерова сочиняет пространство, которое бы стало вместилищем для абстрактного явления, характеризуемое словом «ничто», но расставляя внутри явления границы и рамки, обнаруживает возможность пространственного бытования этой идеи. Саунд-художники в своей работе также нашли звуковые рамки, которые смогли очертить пустые пространства.
В работах, представленных на выставке, художники пересматривают дихотомию пустого и наполненного, мира и небытия, указывая на то, что условно пустое не является отдельным, недоступным пониманию или незначимым. Напротив, обращаясь к разного рода пустотам, авторы замечают не опустошённость, а наполненность, представляют эти явления как значимые части ткани мира и делают невидимое видимым для зрителя.
На выставке будут представлены: инсталляции, серии объектов, живопись, графика, видео и саунд работы. Эти проекты, в том числе дипломные, выполнены студентами бакалаврских и магистерских программ «Современное искусство» и «Дизайн» Школы дизайна НИУ ВШЭ.
Выставку курирует Александра Кузнецова — художница и преподавательница. В настоящее время руководит направлениями «Современное искусство» и образовательной программой «Дизайн» в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Александра - регулярная участница российских и международных выставок и биеннале современного искусства, среди которых групповые и персональные выставки в ГТГ, ММОМА, Манеж, Фонд «Екатерина», ЦТИ «Фабрика», Биеннале в Кампале, лауреатка Фестиваля сверхкороткого фильма в Москве, фестиваля 1 Minutto в Бразилии.